Инвентарный номер: нет.
   
   М 23


    Мангилев, П. И.
    Описание рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (часть VI) [] / П. И. Мангилев, Е. А. Полетаева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2020. - № 4. - С. 263-286. - Библиогр.: с. 283-286 (18 назв.)
ББК Ч8
Рубрики: БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
Кл.слова (ненормированные):
РУКОПИСНАЯ КНИГА -- КНИЖНО-РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ XVII-XIX ВВ -- АРХЕОГРАФИЯ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ЧАСОВЕННОЕ СОГЛАСИЕ
Аннотация: В статье представлено научное описание 6-ти книг поздней рукописной традиции XVIII-XX вв. библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии. Согласно нашим наблюдениям, на выбор состава чтений отдельных рукописей большое влияние оказала старопечатная книга. Так, например, в конволют вплетены листы печатного Часослова сер. XVII в. и включены выписки из издания Киево-Печерского Патерика (1661 г.), Святцы XVIII в. полностью переписаны с издания 1680 г. типографии Киево-Печерской лавры, а Святцы XIX в. - с «дониконовского» издания 1648 г. Рукописные Святцы приблизительно датируются 1707 г. и 1891 г., согласно указанным в таблицах Миротворного ключа «от Адама» датам. Среди рукописей примечателен конволют - келейный сборник XVIII в., в котором, наряду с богослужебными текстами - канонами (Всемилостивому Спасу, о творящих милостыню, Одигитрии, иконам Богородицы: Владимирской, Казанской, Всех скорбящих Радость, на исход души), ирмосами Рождеству и Пасхальными песнопениями - широко представлена четья литература, объединенная темой покаяния («Житие прп. Стефана, игумена Печерскаго», «Послание епископа Симона Владимирского и Суздальского к иноку Поликарпу», «Житие великомученицы Параскевы», «Скитское покаяние», повесть «Троесложное умиление», выписки от «Старчества» и «Словес душеполезных свв. отец»). Конволют был переплетен в конце XIX в., однако как сборник был сформирован на столетие раньше, согласно датировке входящих в него рукописных тетрадей, относящихся приблизительно к одному времени. Представлено описание сборника сочинений, важных для истории и идеологии старообрядцев часовенного согласия, распространенного на Урале и в Сибири.