П 49 Полетаева, Е. А. Круг агиографических памятников Урала в контексте старообрядческой культуры / Е. А. Полетаева> // Взаимодействие книжных традиций Поморья, Урала и Сибири в XVI-XX вв. : сб. науч. ст. - Екатеринбург, 2002. - С. 48-99 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЦЫ (КНИГОПЕЧАТАНИЕ) -- АГИОГРАФИЯ УРАЛА |
П 49 Полетаева, Е. А. Агиография в рукописной традиции Поморья и Урала и её связь с идеологией старообрядчества / Е. А. Полетаева> // Этнокультурная история Урала XVI-XX вв. : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 29 ноября-2 декабря 1999 г. . - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1999. - С. 155-157 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): АГИОГРАФИЯ УРАЛА -- РУКОПИСИ |
П 49 Полетаева, Е. А. Художественное своеобразие "Жития преподобнаго отца нашего Трифона, начальника Печенскаго чюдотворца, лопарский язык просвЬтившаго святым крещением" - памятника агиографии русского Поморья XVII века : в 2-х т. / Е. А. Полетаева> // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. - Сыктывкар, 1996. - Т. 2 Филология. Этнология. - С. 234-237 Рубрики: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СВЯТОЙ ТРИФОН -- ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ -- АГИОГРАФИЯ |
П 49 Полетаева, Е. А. Новые черты в жанре северорусской агиографии XVII века (на примере Жития Никодима Кожеозерского) / Е. А. Полетаева> // Дергачевские чтения-2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: проблема жанровых номинаций : материалы IX междунар. науч. конф., Екатеринбург, 9-11 октября 2008 г. - Екатеринбург : Уральский государственный университет, 2009. - Т. 1. - С. 41-46. - Библиогр. : с. 46 (13 назв.) Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): НИКОДИМ КОЖЕОЗЕРСКИЙ -- ДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ |
П 49 Полетаева, Е. А. Корпус русских агиографических чтений в Усть-Цилемском Прологе 2-й пол. XVII в. из ОРК НБ СыктГУ / Е. А. Полетаева> // Духовное наследие народов республики Коми: история и современность : материалы Всерос. научно-практ. конф. "Редкие книги в фондах современных библиотек, архивов, музеев" (к 20-летию отдела редкой и рукописной книги Научной библиотеки Сыктывкрского университета). Сыктывкар, 15-16 мая 2008г. - Сыктывкар, 2009. - С. 169-177 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): АГИОГРАФИЯ УРАЛА |
П 49 Полетаева, Е. А. Выписки из "Жития св. Нифонта" в древнерусских сборниках / Е. А. Полетаева> // Вестник Новосибирского государственного университета Серия: История, филология. - 2011. - Т. 10, Вып. 2: Филология. - С. 88-97 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): ДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ |
П 49 Полетаева, Е. А. Житие Никодима Кожеозерского (или отечественный опыт составления отшельнического жития) / Е. А. Полетаева> // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. - 2011. - Т. 2. - С. 140-161 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): НИКОДИМ КОЖЕОЗЕРСКИЙ |
П 49 Полетаева, Е. А. Выписки из “Жития св. Нифонта” в древнерусских сборниках» / Е. А. Полетаева> // Вестник Новосибирского гос. ун-та Серия: История, филология. . - 2011. - Т. 10, Вып. 2: Филология. - С. 88-97. Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): ДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ -- СБОРНИКИ ДРЕВНЕРУССКИЕ |
П 49 Полетаева, Е. А. Образ пустыни и топика пустынного жития в памятниках христианской письменности и агиографии / Е. А. Полетаева> // Церковь. Богословие. История : материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019г.). - Екатеринбург, 2019. - 230-239. Рубрики: РЕЛИГИЯ. АТЕИЗМ Кл.слова (ненормированные): ОБРАЗ ПУСТЫНИ -- СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ -- ВИЗАНТИЙСКАЯ АГИОГРАФИЯ -- ДРЕВНЕРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ -- ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ -- ОТШЕЛЬНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ |
П 49 Полетаева, Е. А. Топосы пустынножительства и духовные поиски старообрядчества конца XVII - начала XVIII века [] / Е. А. Полетаева> // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. Гуманитарных наук. - 2020. - № 4. - С. 53-69. - Библиогр.: с. 68-69 (36 назв.) Рубрики: КУЛЬТУРА Кл.слова (ненормированные): ГИМНОГРАФИЯ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ТОПОСЫ ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВА -- АГИОГРАФИЯ Аннотация: Статья посвящена изучению топосов пустынного жития в агиографии и литургических памятниках, их влиянию на формирование духовных воззрений старообрядчества в конце XVII - начале XVIII века. Среди древнерусских памятников агиографии большое место занимают жития с мотивами пустынножительства. Топосы пустынного жития пришли в агиографию из Священного Писания, среди которых важнейшим является топос пустыни - наиболее емкий символ, вобравший множество ассоциативных смыслов (место очищения евреев от духа рабства, земля испытаний и получения заповедей и т. д.). Понятие пустыни расширяется в Новом Завете. Христос делает пустыню местом проповеди, чудес и молитвы. Образ Иоанна Предтечи и связанные с ним топосы («рождение от неплодной утробы», «ангел пустыни», «плоды покаяния» и др.) активно используются в агиографических и литургических текстах. Первое Житие Антония Великого было отшельническим. Памятник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие агиографии, трансляцию в топосов «Божественного желания и пустыннолюбия», «пустынных страхований», «преображения пустого места» в райское селение и «обительный град». В XVII в. на Русском Севере набирает силу пустынножительство, усилившиеся после церковного Раскола. Житийный и литургический топос «бегства в пустыню» сыграл решающую роль в старообрядчестве - в построении учения о спасении в наступившие «последние времена». Взятая из примеров агиографии старообрядческая идеология «пустынножительства» позволила дать утешительный ответ на вопрос о спасении людей, вышедших из лона церкви и оказавшихся без ее таинств. Путь спасения показан на житийных примерах святых отцов и жен, проводивших свою жизнь в пустыне, и не имевших возможности «вкушать Тела Христова», но, тем не менее, достигших святости. Однако, поиск пути спасения через добродетельное пустынное житие, оказался лишь неосуществимой мечтой старообрядчества: пустынножительство, подразумевающее полное уединение, на практике вылилось в общинную форму существования, ярким примером которого было Выгорецкое общежительство. |