Ч-45 Червонная, Л. Г. Метаморфозы социальных идей [] / Л. Г. Червонная ; отв. ред. В. И. Корюкин. - Екатеринбург : [б. и.], 2001. - 447 с. - Библиогр.: с. 427-443. - ISBN 5-7691-1011-2 : 40.00 р. Рубрики: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): ИДЕИ СОЦИАЛЬНЫЕ (ФИЛОСОФИЯ) -- ИДЕОЛОГИЯ (ФИЛОСОФИЯ) -- ФИЛОСОФИЯ РОССИИ (СОЦИАЛЬНАЯ) -- ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -- ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА -- ЧЕЛОВЕК (САМОСОЗНАНИЕ) -- ЧЕЛОВЕК (ФИЛОСОФИЯ) |
В 99 Вяткин, В. Б. Манифест природы или ответ на российский вопрос: "Что делать?" / В. Б. Вяткин > // Современное информационно-методологическое обеспечение научно-исследовательской деятельности : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Уральского отделения РАН и 70- летию Центральной научной библиотеки УрО РАН. - Екатеринбург, 2003. - С. 182-186 Рубрики: ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА--КОНФЕРЕНЦИИ Кл.слова (ненормированные): ЦНБ УРО РАН -- УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК -- ИДЕОЛОГИЯ -- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ -- СИНЕРГЕТИКА |
П 49 Полетаева, Е. А. Топосы пустынножительства и духовные поиски старообрядчества конца XVII - начала XVIII века [] / Е. А. Полетаева> // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. Гуманитарных наук. - 2020. - № 4. - С. 53-69. - Библиогр.: с. 68-69 (36 назв.) Рубрики: КУЛЬТУРА Кл.слова (ненормированные): ГИМНОГРАФИЯ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ТОПОСЫ ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВА -- АГИОГРАФИЯ Аннотация: Статья посвящена изучению топосов пустынного жития в агиографии и литургических памятниках, их влиянию на формирование духовных воззрений старообрядчества в конце XVII - начале XVIII века. Среди древнерусских памятников агиографии большое место занимают жития с мотивами пустынножительства. Топосы пустынного жития пришли в агиографию из Священного Писания, среди которых важнейшим является топос пустыни - наиболее емкий символ, вобравший множество ассоциативных смыслов (место очищения евреев от духа рабства, земля испытаний и получения заповедей и т. д.). Понятие пустыни расширяется в Новом Завете. Христос делает пустыню местом проповеди, чудес и молитвы. Образ Иоанна Предтечи и связанные с ним топосы («рождение от неплодной утробы», «ангел пустыни», «плоды покаяния» и др.) активно используются в агиографических и литургических текстах. Первое Житие Антония Великого было отшельническим. Памятник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие агиографии, трансляцию в топосов «Божественного желания и пустыннолюбия», «пустынных страхований», «преображения пустого места» в райское селение и «обительный град». В XVII в. на Русском Севере набирает силу пустынножительство, усилившиеся после церковного Раскола. Житийный и литургический топос «бегства в пустыню» сыграл решающую роль в старообрядчестве - в построении учения о спасении в наступившие «последние времена». Взятая из примеров агиографии старообрядческая идеология «пустынножительства» позволила дать утешительный ответ на вопрос о спасении людей, вышедших из лона церкви и оказавшихся без ее таинств. Путь спасения показан на житийных примерах святых отцов и жен, проводивших свою жизнь в пустыне, и не имевших возможности «вкушать Тела Христова», но, тем не менее, достигших святости. Однако, поиск пути спасения через добродетельное пустынное житие, оказался лишь неосуществимой мечтой старообрядчества: пустынножительство, подразумевающее полное уединение, на практике вылилось в общинную форму существования, ярким примером которого было Выгорецкое общежительство. |