Инвентарный номер: нет.
   
   П 49


    Полетаева, Е. А.
    Топосы пустынножительства и духовные поиски старообрядчества конца XVII - начала XVIII века [] / Е. А. Полетаева // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. Гуманитарных наук. - 2020. - № 4. - С. 53-69. - Библиогр.: с. 68-69 (36 назв.)
ББК Ч1
Рубрики: КУЛЬТУРА
Кл.слова (ненормированные):
ГИМНОГРАФИЯ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ТОПОСЫ ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВА -- АГИОГРАФИЯ
Аннотация: Статья посвящена изучению топосов пустынного жития в агиографии и литургических памятниках, их влиянию на формирование духовных воззрений старообрядчества в конце XVII - начале XVIII века. Среди древнерусских памятников агиографии большое место занимают жития с мотивами пустынножительства. Топосы пустынного жития пришли в агиографию из Священного Писания, среди которых важнейшим является топос пустыни - наиболее емкий символ, вобравший множество ассоциативных смыслов (место очищения евреев от духа рабства, земля испытаний и получения заповедей и т. д.). Понятие пустыни расширяется в Новом Завете. Христос делает пустыню местом проповеди, чудес и молитвы. Образ Иоанна Предтечи и связанные с ним топосы («рождение от неплодной утробы», «ангел пустыни», «плоды покаяния» и др.) активно используются в агиографических и литургических текстах. Первое Житие Антония Великого было отшельническим. Памятник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие агиографии, трансляцию в топосов «Божественного желания и пустыннолюбия», «пустынных страхований», «преображения пустого места» в райское селение и «обительный град». В XVII в. на Русском Севере набирает силу пустынножительство, усилившиеся после церковного Раскола. Житийный и литургический топос «бегства в пустыню» сыграл решающую роль в старообрядчестве - в построении учения о спасении в наступившие «последние времена». Взятая из примеров агиографии старообрядческая идеология «пустынножительства» позволила дать утешительный ответ на вопрос о спасении людей, вышедших из лона церкви и оказавшихся без ее таинств. Путь спасения показан на житийных примерах святых отцов и жен, проводивших свою жизнь в пустыне, и не имевших возможности «вкушать Тела Христова», но, тем не менее, достигших святости. Однако, поиск пути спасения через добродетельное пустынное житие, оказался лишь неосуществимой мечтой старообрядчества: пустынножительство, подразумевающее полное уединение, на практике вылилось в общинную форму существования, ярким примером которого было Выгорецкое общежительство.